Электронный ПТС. Нужен ли?

С 1 июля 2018 года в России вводятся электронные ПТС. Рассказываем, как это изменит жизнь автовладельцев

Переход с бумажных Паспортов транспортного средства на электронные (ЭПТС) должен был произойти еще 1 июля 2017 года, но по ряду причин это событие перенесли на год вперед. И есть предпосылки к тому, что больше сдвигов не будет — по прогнозам АО «Электронный паспорт» выдача ЭПТС начнется уже в марте-апреле 2018 года.
Что такое ЭПТС?
По сути, это запись в электронной базе данных, куда войдет информация о транспортном средстве, владельцах и их количестве, страховых случаях, пройденном техосмотре, а также финансовая часть — например, находится ли автомобиль в залоге. Соответственно, доступ к этой записи получат ГИБДД, страховые компании, официальные дилеры и банки — разумеется, каждая из структур сможет вносить изменения только в свой раздел.




Зачем это нужно автомобилистам?



При этом переход на ЭПТС призван сделать максимально прозрачными все операции с автомобилем и достоверность его истории. Основные преимущества ЭПТС:

- Достоверная история жизненного цикла ТС, основанная на данных из официальных источников

- Детальная информация в электронном паспорте позволит снизить риски участников рынка от нелегальных и сомнительных автомобилей

- Электронный паспорт нельзя потерять и нет необходимости его восстанавливать

- В электронный паспорт может быть внесено последовательно любое количество собственников, тогда как бумажный паспорт необходимо менять, когда он заканчивается


Как получить ЭПТС?

По мере введения электронных паспортов транспортных средств в Российской Федерации граждане будут иметь возможность оформить их в следующих случаях:

1. При покупке нового автомобиля
В этом случае покупатель получает автомобиль у дилера уже с электронным паспортом транспортного средства (ЭПТС), оформленным организацией-изготовителем. Номер ЭПТС прописан в договоре купли-продажи. Cотрудник ГИБДД использует данные из ЭПТС для проведения необходимых регистрационных действий. При постановке на учет автомобиля с ЭПТС гражданин сэкономит 350 рублей, которые требовалось бы оплатить за внесение изменений в бумажный ПТС.

2. При самостоятельном ввозе автомобиля из-за границы государств-членов ЕАЭС.
Оформить ЭПТС можно будет в уполномоченных организациях, например, испытательных лабораториях (получивших соответствующие полномочия в Минпромторге РФ — их список будет опубликован позже), параллельно с получением СБКТС. Стоимость оформления ЭПТС составит 600 рублей.

3. Если бумажный ПТС утерян или пришел в негодность. А также при желании автовладельца поменять существующий бумажный ПТС на электронный.
Собственник автомобиля обращается в уполномоченную организацию, например, к оператору техосмотра, за оформлением ЭПТС. Стоимость оформления ЭПТС составит 600 рублей (вместо 800 рублей за получение бумажного ПТС).




Как узнать, куда именно обратиться за получением ЭПТС?

В случае с новыми автомобилями сроки будут зависеть от решения компании-производителя автомобилей (дилеры будут получать машину уже с ЭПТС). Узнать, где конкретно обменять бумажный ПТС на электронный можно будет в компании администраторе системы — АО «Электронный паспорт», на сайте или по телефону. Также перечень уполномоченных организаций будет доступен на сайте Минпромторга РФ.

1 июля бумажный ПТС окажется вне закона?

Нет. Предполагалось, что с 1 июля при переоформлении автомобиля ГИБДД будет выдавать уже ЭПТС, но ГИБДД пока оставляет автомобилистам возможность выбора — видимо, до того момента пока не закончатся бланки. Более того, даже если в текущем ПТС закончится место, ГИБДД по желанию владельца выдаст бумажный документ. Так или иначе, никакого принудительного перехода не случится — можно смело ездить «по старинке». Скорее всего, первыми ЭПТС начнут выдавать официальные дилеры при покупке новых машин, и потихоньку ЭПТС вытеснят «бумагу».

Подводные камни и множество вопросов

Разумеется, к переходу на ЭПТС есть множество вопросов. Как будет обеспечиваться безопасность? Доступ к электронной базе данных означает возможность редактирования данных мошенниками при помощи подкупа сотрудников — например, информация о машине, находящейся в залоге, может просто не попасть в систему или «исчезнуть» из нее. Или базы данных будут появляться в продаже, как это регулярно происходит с базами ГИБДД.
Кто будет контролировать достоверность внесенных данных? Насколько она устойчива к взлому? Наконец, как быть при отсутствии доступа в Интернет? Как получить ЭПТС при ввозе автомобиля не из стран-участник ЕАЭС? А самый важный вопрос — как покупатель подержанного автомобиля с ЭПТС сможет узнать о его прошлом?

Автор статьи: auto.mail.ru