Кто пишет "Правила Дорожного Движения" и почему они такие непонятные



ТЫ ПОСТОЙ, ПОСТОЙ


Как же достали эти вечные пробки и заторы на ровном месте! Вот есть впереди пустая дорога, но то чадящий самосвал еле ползет вдоль сплошной линии разметки, то автобус каждую минуту перед носом останавливается. А если авария случится, то полный швах. Про аварии вообще разговор особый: объехать их без нарушения зачастую не получается. Казалось бы, дайте обрулить, если на пути не замедление, а именно препятствие.

- В правилах есть исчерпывающее определение. Затор или остановившееся в этой полосе транспортное средство препятствием не является. А вот сломавшаяся машина, повреждение дорожного полотна или посторонний предмет на дороге, не позволяющий ехать, - это препятствия, - объясняет Татьяна Шутылева, президент Межрегиональной ассоциации автошкол.

Если дерево на асфальт упало, люк посреди дороги открылся или всю ширину для движения в вашем направлении заняли столкнувшиеся машины, то единственный законный вариант - ждать гаишников до морковкина заговенья. Объезд справа через обочину - штраф полторы тысячи, по тротуару - две. Выезд на встречную - и при таких обстоятельствах будет нарушением, наказывается оно штрафом в тысячу-полторы. А гаишников теперь на место ДТП не дозовешься, им разрешили на мелкие аварии не выезжать, справки для страховщиков они больше не выписывают. Решайте сами, как вам быть! Вот и ходят водители в расстроенных чувствах, европротоколы оформляют, а остальным ждать.

А еще как раз по осени так бывает, что дорожники завершат ремонт, а знаки свои временные не уберут. Так теперь им еще разрешено ставить камеры, наказывающие за нарушения требований этих знаков. Висит там ограничение «40», а вы ползите по свободной дороге, иначе придет почтой ваше фото вместе с квитанцией. Как быстро должны убирать знаки после завершения работ, кого за такое наказали, если они забывают про знаки, - нигде не написано. Зато про нарушения и требования к водителям - целые талмуды!

ЧАСТЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ - ТОЖЕ ПЛОХО


Мало того что запретов много, так они еще и написаны зачастую сложно, непонятно. Кто же подсовывает нам все эти правила, законы и регламенты? Кто этот писатель Лев Толстой и прокурор Андрей Вышинский в одном флаконе? Нет его, это всегда коллективное творение. Помните, как в советском мультфильме Дядя Федор из Простоквашино письмо родителям писал, а в итоге вышло про шерсть новую шелковистую и лохматость, которая повысилась? Так и здесь. Гаишники из профильного подразделения (а у них там управлений - пруд пруди), близкого по теме к нужной статье правил, пишут свой вариант и отправляют в правительство.

Там есть целая комиссия по обеспечению безопасности под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, в нынешнем ее составе почти три десятка человек: министры и заместители, а также, естественно, начальник ГИБДД Михаил Черников, глава думского Комитета по транспорту Евгений Москвичев, адвокат Анатолий Кучерена, руководитель столичного Дептранса Максим Ликсутов, проректор МАДИ Султан Жанказиев, общественник из «Пробок.нет» Александр Шумский. В комиссии документ дорабатывают, общественные слушания проводят.

Но иногда и после этой шлифовки на выходе имеем такой текст, что и с бутылкой не разберешься. Конкретный пример - совершенно непонятное определение опасного вождения, которое в прошлом году завернул премьер Дмитрий Медведев. Формулировку отправили назад, переписали, приняли постановлением правительства и внесли в ПДД, но все равно получился темный лес. Хорошо, что уже больше года никого за это нарушение не наказывают. То же самое: летние колеса зимой запрещены, но штраф не придуман. И снова вопрос: зачем нужен запрет, который можно обойти безнаказанно? Но штрафы - это к другим людям, их уже депутаты Госдумы придумывают!

В итоге даже гаишники не всегда правилами довольны.

- В редактировании Правил дорожного движения, естественно, много людей принимает участие. Меня, например, беспокоит, что сейчас правила стали резиновыми. Наши знакомые, которые выпускают эти брошюры, они уже замучились тиражи печатать новые. Это проблема. Частые изменения правил - это тоже плохо. Водители перестают уже знать эти правила, - говорит Олег Понарьин, начальник управления Госавтоинспекции России. - А с точки зрения простоты языка я вам скажу. Мы стремимся всегда написать норму более четко, но не всегда это приводит к хорошему результату.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

С 8 ноября одной проблемой меньше

А дело не только в правилах, то же самое в формулировках Административного кодекса, в различных регламентах, которые часто переписываются. Помните, недавно все смаковали, что гаишникам запретят курить во время разговоров с водителями? В проекте приказа МВД запрета на курение не было, потом в процессе доработок в другом министерстве его вписали, но в итоге из готового документа снова вычеркнули. Так можно в итоге гаишнику дышать дымом в водителя? Новый полицейский регламент не запрещает, но есть другие их правила, которые не позволяют это делать.

И такая неясность во многом! Хорошо, что тянувшуюся с 2010 года дурацкую историю про два противоположных способа проезда круговых перекрестков оборвали, семь лет потребовалось для устранения очевидной глупости, с 8 ноября едущий по кругу - главный.

Надеемся, что и возможность не стоять перед местом аварии у водителей наконец появится. Это же так просто: разрешить объезжать препятствия с нарушением требований дорожных знаков и разметки, предварительно убедившись в безопасности своего маневра. Найдутся юристы, грамотно и просто сформулирующие предложение? Мы поддержим!

ДОСЛОВНО


Всего две цитаты из ПДД

«Опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба» (п. 2.7).

«Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным X-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены» (п. 6.7).

Сразу все поняли? Запомнили? А теперь попробуйте пересказать!