Автомобильные акустические системы


28.05.13 09:12
    

   Для начала разберемся в терминах. Акустическая система (акустика) — устройство для воспроизведения звука, состоит из акустического оформления и вмонтированных в него излучающих головок. Это официальное определение. Т.о. акустика - это по сути один или несколько динамиков в коробках, в которых они находятся. Теперь перейдем к автомобильной акустике. Акустическим оформлением в автомобиле может являться подиум (специальный короб, в который устанавливается акустика), все внутреннее пространство двери или даже весь багажник. Поэтому автомобильная акустика стоит только из динамиков.
   Часто акустическую систему автомобиля путают со звуковой системой. Звуковая система автомобиля - это совокупность акустики, ресивера, усилителей (если они есть), проводов и пр.
   Так вот в этой статье речь пойдет только об акустике, а не о звуковой системе автомобиля в целом.


Виды динамиков.

   Прежде чем говорить о выборе акустической системы, поговорим о том, из чего она состоит – о динамиках, о том какие бывают и чем отличаются.
   Существуют динамики, воспроизводящие низкочастотный, среднечастотный и высокочастотный диапазоны. В определенной комбинации они составляют многополосную акустическую систему – двух — трехполосную и более. В двух полосной системе присутствуют низкочастотный и высокочастотный динамики, в трех полосной – низкочастотный, среднечастотный и высокочастотный динамики. Обычно для полноценного качественного воспроизведения достаточно и двух полосной системы, но если позволяет объем корпуса автомобиля и вашего кошелька, тогда стоит задуматься и об установке в машину полного комплекта из ниже перечисленных динамиков.
   Высокочастотный динамик – tweeters, часто именуемый «пищалка» способен воспроизвести частоты в диапазоне от 1500-2500Гц до 20000-30000Гц. Чувствительность – 90-93дБ.
   Низкочастотный динамик , или как его еще называют – woofer, воспроизводит полосу частот от 40-60Гц до 800-1000Гц. Чувствительность – 86-90дБ. Одним из видов низкочастотных динамиков являтся сабвуфер. Сабвуферы несколько отличаются от остальной акустики, поэтому данному виду посвящена отдельная статья.
   Среднечастотный динамик – или mid-range, воспроизводит частоты от 250-350Гц до 6000-7000Гц. Его чувствительность обычно составляет 89-93дБ.

Виды автомобильной акустики.

   Автомобильную акустику в зависимости от типа изготовления делят на два вида — коаксиальную и компонентную.

  Коаксиальная акустика представляет собой сложную конструкцию из нескольких динамиков расположенных на корпусе основного динамика. Обычно это 1-3 высокочастотных динамика на одном низкочастотном. Плюсы у такой акустики в том, что она занимает мало места при установке и имеет относительно невысокую стоимость. Такое бюджетное исполнение приводит и к минусам. Так как динамики разных частот собраны в одном месте и нет возможности настроить взаимное расположение динамических головок, то на высокое качество звучания рассчитывать не приходится.

[div:150]
[/div]
  
  Компонентная акустика – это набор из нескольких отдельно расположенных динамиков (компонентов) и кроссовера. Количество динамиков обычно не меньше двух, но для более полной достоверности звучания может достигать и 4-5-ти на канал. Плюсом этой акустики является то, что есть возможность выбора места установки под конкретный динамик. Можно установить и дополнительные динамики кроме тех, что идут в комплекте и выбрать подходящий кроссовер. Естественно, что при такой комплектации повышается суммарная мощность всей системы.
[div:200]
[/div]

Размеры автомобильной акустики.  

  Практически все автомобильные динамики имеют стандартные размеры. Круглые динамики чаше всего устанавливаются в двери и бывают диаметром: 10 см (4" - 4 дюйма), 13 см (5" - или точнее 5,25 дюйма) и 17 см (6,5" - 6,5 дюйма). Овальные динамики для задних полок выпускаются размером 16 х 23 см (6" х 9" - 6 x 9 дюймов). Эти размеры соответствуют штатным местам в большинстве автомобилей. Акустические системы диаметром 4" и 5", как правило, относятся к простым и являются недорогими.

Выбор автомобильной акустики.

   Выбор акустической системы напрямую зависит от схемы звуковой системы автомобиля. Например, при наличии в звуковой системе усилителя, акустику стоит подбирать под него, сопоставляя номинальную и максимальную мощности, частоту, чувствительность, сопротивление, соотношение сигнал/шум и прочие характеристики. При отсутствии усилителя акустику необходимо подбирать под головное устройство. Так же стоит отметить такой момент, что установка мощного сабвуфера при отсутствии вменяемой основной акустической системы может только испортить качество воспроизводимой музыки.
   Также ключевом моментом в выборе акустики является место ее установки. От этого может зависеть форма, размер и тип акустики. Конечно, в штатные места автомобиля акустику установить проще, но, зачастую, от этого страдает качество воспроизводимой музыки. Возможно для начала стоит задуматься о приобретении или изготовлении подиумов. Не стоит забывать о том, что динамик большего радиуса способен более громко и качественно воспроизвести переданный на него звук.